Длительное пребывание в тесном семейном кругу, в режиме самоизоляции, привело многих родителей к размышлениям о переводе детей на семейное обучение. Некоторые мамы и папы опасаются очередной вспышки эпидемии. Часть родителей, все же, надеется, что новый учебный год пройдет в традиционном формате, но готовятся к «удаленке», на всякий случай, чтобы пережить ее более организованно. Есть и те, кому, по разным причинам, дистанционный формат пришелся по душе.
Эксперты считают, что интерес к семейному обучению постепенно увеличивался еще до появления СOVID-19, а минувший учебный год лишь добавил повод. Такая форма обучения школьников разрешена на законодательном уровне и вполне доступна каждому человеку. Однако нужно понимать, что переход на дистанционный формат обучения в полном объеме это вопрос достаточно серьезный и содержит множество нюансов, кроме правовых. Их нужно учитывать и тщательно анализировать в каждом индивидуальном случае.
Формы обучения: основные отличия, «плюсы» и «минусы»
Чтобы принять важное решение о выборе формы обучения ребенка, необходимо разобраться, чем они отличаются друг от друга: как выяснилось, в правовых нюансах и образовательных тонкостях разбираются далеко не все родители.
Очное обучение – классическая форма, с обязательным посещением всех уроков, требования к которым определены ФГОС и регулярно контролируются Рособрнадзором. Педагогический коллектив в школе – учителя, имеющие профильное специальное образование и, в основном, достаточным опыт работы. Одна из обязанностей учителя – повышение уровня квалификации, участие в семинарах и конференциях, других мероприятиях, организованных соответствующими структурами, ответственными за образовательный процесс и контролирующими его от «А» до «Я».
Государственное школьное учреждение несет полную ответственность за содержание и выполнение учебных программ, качество обучения, воспитательный процесс с 1 по 11 класс. Школа отчитывается и за поступление выпускников в ВУЗы и колледжи или их трудоустройство.
Заочная или очно-заочная форма предполагает обучение по государственным образовательным стандартом с выборочным посещением уроков или домашним обучением, с обязательными промежуточными и итоговыми аттестациями в школе.
На домашнем обучении, в случаях, когда ребенок не может посещать занятия по состоянию здоровья (ограниченные возможности, длительная болезнь), школа решает вопрос о посещении ребенка на дому учителями. При этом, что важно, оплата за домашние индивидуальные уроки – забота государственного образовательного учреждения. Все гарантии за качество обучения, получение аттестата и последующее устройство выпускника также возлагаются на государственное школьное учреждение, как и при очном обучении.
Частные онлайн-школы: услуга «под ключ»?
Отдельно остановимся на преимуществах и недостатках обучения в частном порядке.
Семейное обучение или самообразование – форма, при которой учебный процесс происходит в частных учреждениях. Такой формат обучения детей школьного возраста разрешен Законом «Об образовании в Российской Федерации». В этом случае ребенок обучается вне школы, по индивидуальной программе, но с обязательными сдачами аттестаций в государственном образовательном учреждении, которое выдает аттестат об образовании.
Родители полностью берут на себя ответственность за организацию учебного процесса во внешкольных образовательных заведениях. Именно в этом сегменте работают частные онлайн-школы, которые лишь помогают в составлении индивидуальных образовательных программ, оказывают консультативную помощь в подготовке к аттестациям, которые проводятся в государственных школах, куда прикреплен ребенок.
Частные онлайн-школы работают по лицензии, предоставляют свои услуги на платной основе, а тарифы за содействие в обучении ребенка устанавливаются конкретным образовательным заведением. Это следует учитывать, в первую очередь, семьям с ограниченным бюджетом. При том, расценки в частных школах далеко не всегда связаны с качеством оказываемых услуг: если ребенок успешно сдал аттестацию в общеобразовательной школе – это заслуга и престиж частного заведения, а в случае «провала», разумеется, вина возлагается на родителей, нерадивость и неспособность ученика и т. д.
Особенно важно принимать во внимание, что педагоги в частных школах не всегда имеют соответствующее профильное образование и педагогический опыт. Учитывая, что обучение проводится в режиме «онлайн», проверить уровень квалификации учителя родители не смогут. Для сравнения:
- В обычной школе без соответствующей подготовки учителя к работе с детьми не допускаются.
- В частных школах преподаватели, чаще всего, совмещают ведение нескольких предметов, из коммерческих соображений. В государственных школах такие нагрузки случаются только в малокомплектных, сельских школах: подготовка к уроку по одному предмету требует значительных затрат времени, на что постоянно жалуются учителя общеобразовательных школ.
Из положительных моментов обучения в частных онлайн-школах можно отметить индивидуальный план занятий, подобранный в соответствии с интересами и способностями ребенка. Однако и в этом случае родители должны принимать во внимание, что выбор направления обучения в раннем возрасте, из благих побуждений, может оказаться серьезной проблемой. Пример:
Родители считают, что у ребенка – талант музыканта, художника и т.д., поэтому активно занимаются развитием и обучением в этом направлении, с младшего школьного возраста. Но, внезапно, в подростковый период, у ребенка пропадает интерес к искусству, появляются физиологически обусловленные препятствия («ломка» голоса у певца, набор веса у юной балерины или гимнастки, изменение других физиологических параметров). Переориентировать ребенка на другие направления психологически, в этом случае, будет крайне сложно, придется преодолевать отставание по другим предметам, которым уделялось мало внимания.
Именно для того, чтобы исключить подобные проблемы, разработаны стандартные общеобразовательные программы в государственных школьных учреждениях. Конечно, если у ребенка выявлен безусловный талант в раннем возрасте, он постоянно находится на гастролях, то индивидуальный план и график занятий ему необходим. Хотя, даже в этом случае не стоит исключать общий уровень подготовки, необходимый для разностороннего и гармоничного развития личности.
Родителям, не имеющим психолого-педагогического образования, крайне сложно самостоятельно принимать подобные решения. В частных школах, разумеется, активно рекламируется и продвигается тот вид образовательных услуг, который выгоден учреждению: это – обыкновенная коммерческая стратегия, и она ничем не отличается от продаж в других сферах бизнеса.