Как сообщает «Российская газета», Министерство просвещения РФ обнародовало проект обновлённого Порядка организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. В документе имеются нововведения, касающиеся семейного и сетевых форм обучения.
Необходимо обратить внимание на то, что впервые в документе абсолютно чётко прописано, каким образом осуществить перевод ребёнка на семейное образование и какие документы необходимо для этого предоставить.
Порядок действий выглядит следующим образом:
- проинформировать о намерении изменить форму обучение орган местного самоуправления и получить подтверждение постановки обучающегося на учёт в качестве «семейника»;
- выбрать образовательное учреждение для прохождения итоговой госаттестации и обратиться туда с письменным заявлением;
- получить утверждённый администрацией школы график промежуточной аттестации;
- отправить в старую школу заявление об отчислении (это нужно сделать в течение 5 рабочих дней с момента постановки ребенка на учет в качестве «семейника»).
Кроме того, в опубликованном документе подробно прописаны возможности сетевого обучения. Речь идёт об использовании дистанционных и электронных технологий. Иными словами, теперь имеется реальный механизм учёта достижений, полученных обучающимся за порогом обычной школы.
Стоит отметить, что несмотря на появление столь нужного документа, всё ещё остаётся ряд острых вопросов.
Замглавы думского комитета по образованию и науке, доктор педагогических наук и координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина, комментируя данное нововведение, сообщила, что в стране растёт количество детей, получающих семейное образование. По её словам, это связано с разными причинами, в числе которых и недовольство школой.
Парламентарий одобрила тот факт, что в проекте документа конкретизированы действия родителей при переводе ребёнка на семейную форму обучения и чётко прописаны обязанности общеобразовательных организаций, однако при этом поставила под вопрос необходимость нескольких промежуточных аттестаций в течение года. По её мнению, достаточно одной итоговой аттестации.
Кроме того, Л. Духанина отметила наличие некоторых спорных моментов: «Например, кто и на какие средства покупает учебники? Родитель или школа? Закон гарантирует школьникам бесплатные учебники, но практика показывает, что дети не всегда получают их за счёт государства. Кроме того, часто родители нанимают преподавателей. С учётом того, что Конституция РФ гарантирует бесплатное школьное образование, необходимо найти и нормативно закрепить объём и порядок компенсации таких затрат».