В рамках состоявшей в минувший вторник беседы с общественностью в Череповце президент России Владимир Путин потребовал дать российским вузам больше гибкости, изменив в отношении высших учебных заведений правоприменительную практику.
Как отметил один из участников упомянутой встречи, на сегодняшний день в отношении высших учебных заведений существует некоторая жёсткость нормативно-правовых документов, сдерживающих их вариативность и гибкость. К примеру, в федеральных образовательных госстандартах (ФГОС) существуют ссылки на примерные основные программы образования (ПООП), которые, имея согласно действующему законодательству рекомендательный характер, по факту являются обязательными.
В. Путин, комментируя данное обстоятельство, отметил: «Это необязательные рекомендации, они подготовлены специалистами, и специалистами, я считаю, высокого класса, для того, чтобы просто дать ориентиры коллегам на местах в конкретных учебных заведениях, то есть, ориентиры, на что специалисты высокого класса считают, нужно обратить внимание».
При этом глава государства акцентировал внимание на том, что сегодня в отношении вузов сложилась неправильная правоприменительная практика.
Поручив главе Минобрнауки РФ разобраться в сложившейся ситуации, он добавил: «Никакие контрольно-надзорные проверяющие органы не имеют права, ссылаясь на эти рекомендации, требовать их точного выполнения. То, что вы сказали, просто неожиданно, просто не верно сложившаяся правоприменительная практика. Её нужно будет поменять».
Кроме того, президент рекомендовал снять ограничения, которые не дают возможности напрямую из бюджетов региональных и местных уровней финансировать образовательные проекты.
В. Путин согласился с высказыванием одного из участников встречи, который выразил уверенность в том, что если бы сняли барьеры, не позволяющие напрямую из региональных и местных бюджетов финансировать инфраструктурные и иные объекты, то университеты федерального уровня были бы ещё более тесно инкорпорированы в экономику.
Президент, в частности, отметил: «Объяснение всегда есть, почему регионы не могут финансировать муниципальные учебные заведения, либо научную деятельность федеральную. Почему они это не могут делать для меня абсолютно не понятно».
При этом он уточнил, что такая ситуация сложилась не только в сферах науки и образования, но и в других областях. И если главы регионов говорят о том, что у них имеются свободные ресурсы, использовать которые очень важно, то такие инициативы необходимо поддерживать.