Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев принял участие во Всероссийском совещании с региональными министрами образования, организованном Минпросвещения России, где рассказал о приоритетных задачах на следующий год.
Глава Рособрнадзора представил новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации, который будет включать в себя показатели по трём направлениям:
- образовательные результаты,
- кадровый потенциал,
- образовательная среда.
На текущий момент проводится апробация нового индекса, и уже начинается широкое обсуждение её итогов. А. Музаев предложил региональным министрам включаться в него, посмотреть методику и добавил, что с представителями субъектов РФ будет проведена отдельная встреча, в ходе которой пройдёт обсуждение всех пунктов индекса.
Также глава Рособрнадзора пояснил, что при оценке образовательных результатов в рамках индекса акцент будет сделан на естественно-научные предметы, и при этом подчеркнул: «Мы будем учитывать не только, сколько участников ЕГЭ заявилось на сдачу этих предметов, но и сколько фактически поучаствовало, какое количество участников набрали высокие балы, сколько не преодолели минимальные пороги. Это сделано, чтобы никто не подстраивался под ситуацию искусственно, а чтобы во всех школах по этим предметам, столь важным для страны, число качественно подготовленных выпускников, которые сдают ЕГЭ на 60 и более баллов, росло».
При этом глава регулятора отметил также важность работы по снижению бюрократической нагрузки в системе образования.
В частности, уже действует приказ Минпросвещения России, который ограничивает количество обязательных для ведения учителями школ документов пятью. С 1 марта 2025 года аналогичные приказы вступят в действие и по другим уровням образования. Кроме того, в планах проведение работы по оптимизации информационных систем, в которые педагогам необходимо вносить различные данные.
Также утверждены нормативные документы, ограничивающие количество контрольных работ в школах. Действуют горячие линии Рособрнадзора и региональные горячие линии, куда можно сообщать о нарушении установленных ограничений.
По словам А. Музаева, две эти проблемы (бюрократическая нагрузка и контрольные работы) находятся на постоянном контроле у Рособрнадзора. Он призвал региональных министров образования тщательнее отслеживать, что уходит из их ведомств в школы, какие запросы отправляются.
Помимо этого, руководитель надзорной службы рассказал, что на портале «Госуслуги» сейчас проходят опросы учителей школ и родителей. Исследования посвящены отношению родителей учеников к ситуации в школьном образовании, к его качеству и нагрузке на детей. Опрос для учителей затрагивает вопросы, связанные с их отношением к педагогической работе и уровнем нагрузки. Такие опросы планируется проводить раз в полгода, чтобы отслеживать динамику ситуации.
Кроме того, в тестовом режиме работает чат-бот «Помощник Рособрнадзора» на платформе «Сферум», с помощью которого учителя могут сообщать о нарушении их прав в части бюрократической нагрузки.
Для того чтобы чат-бот начал работать по всей стране, ведомство проводит обучение координаторов из регионов такой работе.
Комментируя новшество, руководитель обратился к министрам образования регионов: «Это чат-бот для обращений учителей, которые жалуются, что приказ Минпросвещения о пяти документах не исполняется. Важно по таким обращениям оперативно решать проблемы и не давить на учителей, которые жалуются. Отнеситесь к этой работе максимально серьёзно. Это сигнальные флажки, по которым мы будем видеть, исправляется ситуация или нет».